Руководство по эксплуатации байдарки Таймень-2
Двухместная разборная байдарка Таймень-2 предназначена для туристических походов и прогулок в светлое время суток по рекам со спокойным течением, озёрам и водохранилищам с удалением от берега до 500 м, при высоте волн не более 0,15 м.
Байдарка выпускается в двух вариантах, отличающихся материалом оболочки и наличием водозащитного комплекта. Водозащитный комплект (фартук, две юбки и крышка люка) предназначен для более надёжной защиты гребцов, внутреннего пространства байдарки и вещей от воды.
Технические характеристики
Длина | 5 м |
Ширина | 0,85 м |
Высота до привального бруса | 0,27 м |
Высота габаритная | 0,4 м |
Габариты в упаковке (не более) рюкзак карандаш |
0,87*0,42*0,29 м 1,42*0,28*0,18 м |
Грузоподъёмность | 250 кг |
Пассажировместимость | 2 чел. |
Масса корпуса (не более) | 27 кг |
Масса в упаковке (не более) вариант 1 (с водозащитным комплектом) вариант 2 (без водозащитного комплекта) |
36 кг 32 кг |
Комплект поставки
1. Оболочка | 1 |
2. Блок штевня | 2 |
3. Шпангоут № 1 | 1 |
4. Шпангоут № 2 | 1 |
5. Шпангоут № 3 | 1 |
6. Шпангоут № 4 | 1 |
7. Кильсон носовой | 1 |
8. Кильсон кормовой | 1 |
9. Площадка педальная | 1 |
10.Руль | 1 |
11.Фальшборт носовой левый | 1 |
12.Фальшборт носовой правый | 1 |
13.Фальшборт средний левый | 1 |
14.Фальшборт средний правый | 1 |
15.Фальшборт кормовой левый | 1 |
16.Фальшборт кормовой правый | 1 |
17.Фальшборт кормовой | 1 |
18.Брус привальный | 4 |
19.Стрингер | 4 |
20.Стрингер | 4 |
21.Брус привальный средний носовой | 2 |
22.Брус привальный средний кормовой | 2 |
23.Стрингер средний носовой | 4 |
24.Стрингер средний кормовой | 4 |
25.Фартук | 1 |
26.Юбка | 2 |
27.Крышка люка | 1 |
28.Гермоупаковка | 2 |
29.Сиденье | 1 |
30.Сиденье кормовое | 1 |
31.Шнур | 10 м |
32.Шарнир | 10 |
33.Румпель | 1 |
34.Ось | 1 |
35.Весло (в комплекте) | 2 |
36.Мешок упаковочный большой (рюкзак) | 1 |
37.Мешок упаковочный малый (карандаш) | 1 |
38.Прорезиненная ткань | 1,5м* |
Требования по технике безопасности
Пользоваться байдаркой могут только люди, умеющие плавать. Перед спуском на воду осмотрите байдарку и убедитесь в отсутствии повреждений. Чтобы избежать крена, груз расположите равномерно по бортам и в оконечностях байдарки. Гермоупаковки должны быть заполнены грузом не более чем на 3/4 объёма и размещаются в носу и корме.
Устройство изделия и техническое обслуживание
Рисунок 1. Байдарка Таймень-2.
1- оболочка; 2- блок штевня; 3- шпангоут №1; 4- шпангоут №2; 5- шпангоут №3; 6- шпангоут №4; 7- кильсон носовой; 8- кильсон кормовой; 9- педальная площадка; 10- руль; 11- фальшборт носовой левый; 12- фальшборт носовой правый; 13- фальшборт средний левый; 14- фальшборт средний правый; 15- фальшборт кормовой левый; 16- фальшборт кормовой правый; 17- фальшборт кормовой; 18- брус привальный; 19, 20- стрингер; 21- брус привальный средний носовой; 22- брус привальный средний кормовой; 23- стрингер средний носовой; 24- стрингер средний кормовой; 25-фартук; 26- юбка; 27- крышка люка; 28- гермоупаковка боковая; 29- гермоупаковка; 30- сиденье; 31- сиденье кормовое; 32- шнур; 33- шарнир; 34- румпель; 35- ось.
Байдарка (рис. 1) состоит из металлического разборного каркаса и мягкой оболочки 1.
Каркас байдарки состоит из двух штевневых блоков 2; шпангоутов 3, 4, 5, 6; фальшбортов 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17; кильсона носового 7; кильсона кормового 8; педальной площадки 9; брусьев привальных 18, 21, 22 и стрингеров 19, 20, 23, 24. Руль 10 байдарки снабжён румпелем 34 и осью 35 для крепления к корме. На штевневых блоках 2 шарнирно закреплены звенья привальных брусьев и стрингеров.
Байдарка 1-го варианта снабжена фартуком 25, двумя юбками 26, крышкой грузового люка 27.
Байдарка 2-го варианта позициями 25, 26 и 27 не комплектуется. Байдарка снабжена двумя дюралевыми веслами и упаковочными мешкам.
Инструкция по сборке
Сборку байдарки производите на ровной площадке длиной 6 метров предварительно очищенной от стекол, камней, палок, чтобы во время сборки не порвать оболочку. Не рекомендуется собирать байдарку на песке. Отдельно собирается носовая часть скелета и кормовая.
При установке шпангоутов № 1 и № 2, следите за тем, чтобы отгиб скоб был направлен в носбайдарки, а у шпангоутов № 3 и № 4 был направлен в корму.
Сборка носовой части:
Рисунок 2 (а, б)
1. Блок штевня 2 (оба одинаковые) соедините с кильсоном носовым 7 (имеет отверстие под мачту) и зафиксируйте место соединения шарниром 33. (рис. 2 а,б)
Рисунок 3
2. Установите шпангоут № 1 (самый маленький без спинки) на блок штевня 2, зафиксировав нижнюю скобу шпангоута шарниром 33. (рис.3) Обратить внимание на разворот шпангоута. Часто бывают ошибки на 180 градусов. Критерий правильности – скоба-паз, расположенная сверху на шпангоуте для фиксации верхнего стрингера, должна быть развернута к носу.
Рисунок 4
3. К блоку штевня присоединяются длинные стрингеры 19, 20 и брусья привальные 18 (трубки с большим диаметром) (рис.4).
Рисунок 5
4. Установите на соответствующей пластине кильсона носового 7 средний шпангоут № 2 со спинкой. При установке шпангоута № 2 на пластину кильсона (следить за тем, чтобы спинка смотрела вперед), заведите один из нижних фиксаторов шпангоута в отверстие с поперечным пазом так, чтобы проточка фиксатора вошла в паз, но не до упора. Приподнимите шпангоут так, чтобы зазор между вторым нижним его фиксатором и плоскостью пластины был не более 1 мм. 3атем, вращая шпангоут на первом фиксаторе, заведите второй фиксатор в отверстие продольного паза так, чтобы проточка фиксатора находилась в продольном пазе, и задвиньте шпангоут до упора (рис. 5).
После фиксации шпангоута № 2 на кильсоне, установите короткие стрингеры 23 и привальные брусья 21 (рис. 1).
Носовая сборка готова.
Аналогично собирается кормовая половина каркаса, при этом последовательно установите блок штевня 2, кильсон кормовой 8. Малый шпангоут № 4 со спинкой фиксируется на блоке штевня 2, шарниром 33. Следует этот же шарнир пропустить через отверстие в кронштейне кормового сиденья 31.
При установке шпангоута № 4 следует обратить внимание на то, чтобы отгиб скоб был направлен в сторону штевня – оси должны сходиться к корме.
5. Разложить и расправить оболочку байдарки (шкуру). Собранные носовую и кормовую части каркаса вставьте в соответствующие оконечности оболочки (разрез в деке для кормы шире, чем для носа). При этом за петлю на деке подтяните оболочку на каркасе так, чтобы люверс (отверстие в деке) встал на фиксатор мидельвейса (верхней трубки блока штевня).
Рисунок 6, 7
6. Приподнимите носовую и кормовую части каркаса (рис.6). Важно правильно установить кильсон. Совместите шипы на конце кильсона носового 7 с отверстиями на торце кильсона кормового 8 (рис. 7). Плавно опускайте каркас, следя за тем, чтобы металлические оконечности оболочки ровно, без перекосов, располагались относительно каркаса. Перекос может привести к непопаданию на внутренние накладки и произойдет разрыв оболочки. Опустив каркас вниз ни в коем случае его не отпускать.
Придерживая рукой каркас, заприте кильсоны между собой с помощью четырёх шарниров 33.
Рисунок 8
7. Соедините (рис. 8) соответствующие концы брусьев привальных 21 и 22 и стрингеров 23 и 24 с помощью подпружиненных выдвижных втулок.
8. Проверить швы в середине байдарки. Они должны идти поверх толстых стрингеров. Иначе оболочка может порваться.
9. Установку фальшбортов 11, 12, 13, 14, 15, 16 (рис. 1) следует начинать с носовых дугообразных фальшбортов. Установите фальшборт на верхнюю скобу шпангоута № 1, и зафиксируйте его на скобе с помощью, крючка. Продольный паз на фальшборте между трубкой и приклёпанной к ней пластиной должен располагаться сверху. 3аправить в паз фальшборта кромку деки оболочки. Если брезент тяжело тянется намочить его водой с помощью губки. Состыкуйте с носовым фальшбортом средний фальшборт (с прямыми торцами) и заправьте кромку деки в его паз. Установите состыкованные фальшборта на скобу шпангоута № 4 (кромка деки должна огибать скобу снизу) и зафиксируйте их крючком. Аналогично установите остальные фальшборта. Установите фальшборт кормовой 17.
10. Закрепите сиденья, привяжите буксировочный канат. Канат должен быть свободно пропущен через отверстие в оконечности оболочки байдарки и завязан за ближайший шпангоут (№ 1 или № 4) в зоне мидельвейса. При буксировке нагруженной или заполненной водой байдарки за канат, привязанный только за оконечность оболочки, может привести к отрыву оконечности.
Рисунок 9
11. Для сборки весла наденьте на цевьё водосбрасывающее кольцо 4, утопите фиксаторы 2 в их гнёзда (рис. 9), введите рукоятку весла 3 в цевьё 1 и проследите, чтобы фиксаторы 2 попали в отверстия цевья. Вёсла можно собирать в прямом варианте (когда лопасти находятся в одной плоскости) или в развернутом (тогда плоскости лопастей перпендикулярны). В процессе длительной эксплуатации байдарки в цевье весел может скапливаться вода. Для слива воды из весла в цевье на расстоянии 120 мм от круглого торца предусмотрено отверстие, закрытое изоляционной лентой. После слива воды отверстие необходимо перекрыть изоляционной лентой.
Байдарка готова к сплаву.
— Загружать байдарку только на плаву на глубине не менее 20 см.
— Переносить груженую байдарку запрещено — произойдет деформация скелета и байдарку не удастся разобрать.
— Все вещи в байдарке привязать.
— Прикрыть вещи от брызг тентом или полиэтиленовой пленкой.
— Используйте емкости непотопляемости, поместите их в носу и в корме, завязав шпангоут веревкой.
При перевороте байдарки, они не выскочат и удержат байдарку на плаву.
— Для увеличения срока службы оболочки байдарки рекомендуется на наружную сторону оболочки, в местах её контакта с кильсоном и стрингерами, наклеить полосы из прорезиненной ткани.
Демонтаж байдарки
После пользования байдаркой металлические узлы и детали очистите от песка и грязи и протрите сухой тряпкой. Оболочку байдарки после каждого плавания тщательно просушите, особенно деку (желательно, не снимая с каркаса байдарки). Если оболочка просушена снятой с каркаса и при очередной сборке трудно надевается на каркас, то её следует намочить и затем надевать на каркас.
Хранение оболочки в непросушенном виде приводит к её разрушению. Перед тем, как разъединить байдарку необходимо отсоединить шпингалеты. При разборке байдарки обращайте внимание на то, чтобы стрингеры и привальные брусья носовые и кормовые не попали под оболочку при расстыковке носовой и кормовой частей каркаса, чтобы не сломать или не согнуть их при этом.
Хранить байдарку следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже минус десяти градусов.